Работа с мышлением: как стать счастливее
С детства нам внушают, что нужно быть умными, сильными, образованными и начитанными. Мы учимся в школе, потом в институте, выходим на работу – и все это время впитываем новые знания, полезные и не очень. Но об одном нам никто никогда не говорил – о том, насколько важно наше эмоциональное состояние, наши навыки борьбы со стрессами. Все знания не стоят ничего, если проблемы способны сломать человека, отобрав у него силы и волю. В статье мы поговорим о том, почему так важно как уметь работать с мышлением.
Действительно, можно быть талантливым и умным, можно придумать с нуля собственный бизнес и успешно вести его до появления первых проблем. А они все равно появятся! В жизни каждого возникают сложности, стрессовые ситуации, взлеты и падения. И чтобы жизнь нас не сломала, мы должны уметь проходить их, проживать, учиться на своих ошибках и трудностях.
Сколько людей, потеряв работу или семью, сдаются, теряют веру в себя, приобретают неврозы, алкогольную или наркотическую зависимость! А ведь это все от банального неумения сопротивляться жизненным невзгодам, которые возникают перед каждым человеком.
Но почему некоторые реагируют на проблемы более остро, чем другие? Почему реакция на одни и те же события у всех разная? Ответ на этот вопрос кроется в нашем мышлении, которое формируется на протяжении всей жизни, беря корни из детства и родительского воспитания.
Если родители строго наказывали за любую ошибку, взращивая в нас нездоровый перфекционизм, трудно удивляться, что эти повзрослевшие дети боятся начинать новое и теряются при любой трудности. Недаром говорят, что троечники более успешны во взрослой жизни – они умеют принимать разные результаты и не боятся начинать заново.
А бывшие отличники прокрастинируют, не могут позволить себе результат ниже идеального, и поэтому часто даже не начинают того, что хотят. Отсюда тревоги, страхи, проблемы в личной жизни и карьере. Но можно ли каким-то образом поменять свое отношение к себе и окружающим? Да, можно!
Нам на помощь придет когнитивно-поведенческая терапия. Как вы уже поняли, не события определяют наши мысли и эмоции, а наша трактовка этих событий. Можно сказать, что сначала следует событие, затем то, как мы его оцениваем, а затем наша реакция на него – внутренняя и внешняя. Внутренняя происходит в нашей голове – это наши мысли, которые возникают непосредственно в момент события, а затем и эмоции – как правило, негативные – тревога, стыд, чувство вины и другие.
Внешние же реакции – это и физиологические и поведенческие проявления. Лицо, заливающееся краской – это одна из возможных реакций на событие, где мы можем почувствовать стыд. А побег с места, где это случилось – реакция на уровне поведения.
Например, мы зашли в кафе, полное незнакомых людей, споткнулись и упали. Многие в такой ситуации краснеют, смущаются, чувствуют стыд, слезы могут застилать глаза. Естественная реакция для них – убежать, немедленно оставить то место, где над ними сейчас будут смеяться! А будут? Точно будут?
Нам может казаться, что все взгляды прикованы к нашему поведению, что все его оценивают, всем смеются и думают «господи, да он просто жалок!». Это и есть наши автоматические мысли – «они будут смеяться, они меня презирают, обсуждают меня!». Правда в том, что всем наплевать. Несмотря на то, что нам кажется, что это событие затронуло и привлекло всех – на самом деле это не так. Люди занимаются своими делами и они забудут про нас уже через минуту. И понимание этого факта существенно изменит наше мышление, сделав его более рациональным и здоровым.
В этом и заключается суть когнитивно-поведенческой терапии. Между событиями и нашими реакциями лежит целый пласт – наше мышление. Мы не можем изменить то, что случается, мы не властны над своими эмоциями. Но мы можем работать с тем, КАК мы думаем.
На первоначальном уровне задача просто – научиться определять автоматические мысли, которые приводят к негативным эмоциям. Это можно делать с помощью дневника, вписывая туда события и те мысли, которые мы видим у себя при их появлении.
Затем, научившись отлавливать эти мысли, следует научиться определять их адекватность, оценивать то, насколько они рациональны. Находите подтверждения этих мыслей, а затем – опровержения. Например, да, люди могут обсуждать упавшего человека и над ним смеяться. Это подтверждение.
Но опровержение заключается в том, что большинство людей не хочет смущать человека еще больше и старается даже на него не смотреть. Да и вы сами неоднократно видели, как кто-то падает в публичном месте, и никто над ним не издевался. И человек вовсе не обязан чувствовать при этом стыд.
И финальная стадия работы заключается в изменении этих мыслей, возникающих автоматически. В подобной ситуации вы будете думать что-то вроде «ну да, неприятно и немного обидно. Но это бывает с каждым – ничего страшного. Я просто продолжу заниматься своими делами». Такие мысли уже не вызывают яркую негативную эмоциональную окраску, не приводят к появлению жгучего чувства стыда. К этому мы и стремится когнитивно-поведенческая терапия – научить мыслить более рационально, находить в себе нелогичные привычки мышление.
Со временем привычка отслеживать и оспаривать автоматические мысли приведет к улучшению эмоционального состояния, к повышению стрессоустойчивости и умению справляться со сложностями. Вы можете более подробно почитать о том, как работать с мышлением на сайте Мир внутри тебя. Кроме того, вы сможете найти там и другие интересные статьи на тему психологии и здорового мышления!
Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.
Добавить комментарий